|

Маттиа Бонетти: каждая коллекция неповторима
Маттиа Бонетти: каждая коллекция неповторима

 

  Провокация и фантасмагория, помпезность и скупость, элегантность и грубость — каждый из этих эпитетов (а то и все в совокупности) применим к творчеству парижского дизайнера Маттиа Бонетти (Mattia Bonetti). Сфера его интересов кажется всеобъемлющей: от мебели и декора до интерьеров и бренд-дизайна.

   Его работы можно увидеть в коллекциях Элтона Джона, Мадонны и Ив Сен-Лорана. В музеях Виктории и Альберта в Лондоне, Национальном музее дизайна Купера-Хьюитта в Нью-Йорке, Центре Помпиду в Париже. Их можно купить (дорого, очень дорого) в самых престижных галереях типа Gill или Kasmin. В его интерьерах живут Бернар Пикассо, принцесса Глория фон Турн и Такси, постояльцы отеля Cristal Champs Elysées (2009) в Париже. Его мебель стоит в соборе Мец-Сент-Этьен во Франции (2007) и отеле Mark в Нью-Йорке (2009). 


Маттиа Бонетти1.jpg

Маттиа Бонетти (в центре), на стене — зеркало Bazaar Mirror 

 

Mattia Bonetti — это звучит очень по-итальянски, хотя будущий дизайнер родился в Швейцарии, в Лугано (1952 г.). Но это и неудивительно — город находится в италоговорящем кантоне Тичино. Родители Маттиа занимались антиквариатом, и это, безусловно, наложило отпечаток на его мировоззрение, отношение ко всему, что создано человеческими руками.

   Маттиа закончил Centro Scolastico per l'Industria Artistica (Учебный центр художественной промышленности) и в 1973 году переехал в Париж. Здесь он начал «работать по профессии» — дизайнером текстиля, но вскоре переключился на карьеру фотографа, отдавая предпочтение работе с черно-белой пленкой. Бонетти не имел образования в сфере производства мебели, тем не менее, снимал миниатюрные интерьеры, которые перед этим создавал вручную. Эта деятельность, вероятно, и пробудила в нем интерес к мебельному и интерьерному дизайну и определила дальнейший путь маэстро. И именно в этот период ему удалось войти в тесный мир художников, коллекционеров, галеристов.


Garouste&Bonetti

   В 1970-х Бонетти познакомился с Элизабет Гаруст, которая, кстати, тоже не обладала опытом в дизайне мебели. Тем не менее, именно с создания интерьеров началось их сотрудничество в 1980 году (которое продлилось фактически до 2002 г.). Первые совместные работы дуэта Garouste&Bonetti — оформление интерьера ресторана Le Privilege и известного парижского ночного клуба Le Palace — вызвали весьма неоднозначную реакцию общественности. Их называли варварскими, но в то же время притягательными. Далее пара работала над дизайном всего, что только можно представить — от мебели до флаконов для духов, от интерьеров до лейблов для одежды.

   Например, именно они в 1987 г. «от и до» разработали проект дома высокой моды Кристиана Лакруа (Christian Lacroix). Как выразилась модный эксперт Люсия Ван Дер Пост, здесь «все — от цвета стен до мебели, витрины, штор, бирок на платьях, логотипа, т.е. то, что вы могли бы назвать gesamtkunstwerk (единое произведение искусства, прим. ред.), было сделано Garouste & Bonetti». И именно в этом салоне познакомилась с творчеством дуэта принцесса Глория фон Турн и Таксис. Ей так понравилась мебель, что, по ее словам, она «просто должна была иметь ее для гостиной нашего замка в Регенсбурге». Теперь принцесса с юмором вспоминает: «Разработанные ими светильники выглядели как гигантские розовые презервативы, и все мои друзья смеялись надо мной!» . Тем не менее, сама Глория была в восторге.

   Галерист Дэвид Джилл тоже познакомился с творчеством Бонетти в салоне Лакруа, он вспоминает, что нашел там «что-то непохожее на любой другой салон красоты — там были маски, гогинские столы из бронзы, дикие цвета, декор из факелов с пламенем, это была фантастика примитивной силы. Это было удивительно».

   Порой выбор материалов для творчества обескураживал ценителей. Здесь были металл и дерево, шкуры и акрил, папье-маше и драгоценные камни. Тем не менее, работы не только получали признание, но и неплохо продавались. И те, кто рискнул в то время приобрести что-то от Garouste & Bonetti, «теперь сидят на маленьких состояниях».


Маттиа Бонетти2.jpg

Chaise "Barbarian Chair" - 1981 

  

Например, бронзовый стул (La Chaise Barbare), показанный в галерее Неоту в1981 году и вызвавший настоящий фурор, несколько лет назад торговался по цене 6-11 тыс. долларов. А Люсия Ван Дер Пост сетует: «Почти все, кто сталкивался с его работами, помнят, как впервые увидели произведение швейцарского дизайнера Маттии Бонетти. Для меня это был один из вечеров в начале 1980-х, когда мы ужинали с другом, чей дом был только что отделан в новом модном минималистском стиле… с голыми половицами и белыми циновками, оживленными в гостиной только красивым темным старым голландским шкафом и в столовой — потрясающим серебряным изогнутым сундуком или «комодом». 



Маттиа Бонетти3.jpg

 

Как оказалось, он был из лимитированной коллекции от Garouste & Bonetti, и, по словам нашего друга, в небольшой галерее Дэвида Гилла на Фулхэм-роуд был еще один такой же. На следующий день я бросилась туда, но комод стоил 4000 фунтов стерлингов, которые в то время казались безумной ценой за предмет мебели. Поэтому я упустила возможность не только приобрести что-то, что мне действительно понравилось, но и сделать впечатляющие инвестиции. Сегодня эти комоды продаются за £ 120 000 и более».  


Маттиа Бонетти4.jpg

Обеденный гарнитур (позолоченная сталь, лакированное дерево, пенопласт, ткань «под леопарда») – 1993 г.


   Впрочем, можно найти и приобрести коллекционную мебель Garouste & Bonetti по более «демократичной» цене. Например, вот этот изящный обеденный гарнитур (фото вверху) предлагали всего за 36 627 € (14 182 € за стол и 22 445 € за стулья). А великолепный набор мебели для офиса (на фото ниже) можно было приобрести всего за 37 714 €.


Маттиа Бонетти5.jpg


Набор «Родео» (кованое железо, коровья шкура) - 1990 г. 


   Первыми коллекционерами работ Бонетти становились члены маленького сплоченного мира богемы, поэтому дизайнер до сих пор не так широко известен, как того заслуживает. Кроме того, в начале 1980-х, почти не было точек продаж эксклюзивной мебели. Да, были мебельные магазины, были художественные галереи, и именно галеристы разбирали работы дизайнеров. И хотя сегодня произведения Гаруста и Бонетти и более поздние работы авторства исключительно Бонетти представлены в самых выдающихся музеях и коллекциях, в основном они были выкуплены из тех немногих маленьких галерей или были заказаны в частном порядке знакомыми дизайнера.


Mattia Bonetti: единственный и неповторимый

   Распад союза Garouste & Bonetti не стал для мэтра драмой. Многие из тех, кто следил за творчеством Бонетти, не видят какого-то заметного изменения направленности работ. По словам известного галериста Дэвида Гилла, «пока Элизабет была вовлечена в диалог, именно Маттиа делал рисунки и был главным творческим деятелем, душой». Эти слова доказывает плодотворная работа дизайнера, который за прошедшие полтора десятилетия был представлен на множестве шоу:

2004: «New Works», David Gill Gallery, London

2008: Galerie Cat-Berros, Paris

2008: «New Works», David Gill Gallery, London

2010: «New York», Paul Kasmin Gallery, New York

2011: Duke & Duke, Los Angeles

2012: «New Works», David Gill Gallery, London

2013: «Indoor, Outdoor», Paul Kasmin Gallery, New York

2014: «New Works», David Gill Gallery, London

2017: «New Works», David Gill Gallery, London

   Маттиа верен себе. Любая его работа всегда начинается со сделанного вручную эскиза, зачастую все так же он делает миниатюрные модели будущих произведений.


маттиа бонетти.png


Эскиз и готовая работа «Ротанг», литая бронза - 2012 г.


   Однако его нельзя назвать ретроградом: мастер активно использует и 3D печать, и робототехнику. Так, свои миниатюры он сканирует в 3D формате или даже печатает их. Как, например, оригинальную барную стойку с фото ниже.


маттиа бонетти2.png


Маттиа Бонетти6.jpg

Барная стойка, 3D модель

 

   По-прежнему для создания своих творений мастер использует очень разные материалы: от традиционных дерева и кварца до акрила и акриловых красок. Над его идеями работают краснодеревщики, кузнецы, гончары, ювелиры — те же мастера, с которыми он сотрудничал и 10, и 20 лет назад. 


маттиа бонетти8.png

Эскиз и готовая работа: кабинет «Жидкое золото», алюминий, розовый кварц, позолоченная бронза – 2012 г.


   Маттиа совершенно не следит за тенденциями и не следует им — каждая его работа отражает лишь собственное мировоззрение дизайнера. И хотя Бонетти отказывается классифицировать свое творчество, среди его произведений «вещь по вкусу» найдет и поклонник минимализма, и любитель арт-нуво. Большая часть работ мастера выпускается в лимитированных сериях или вовсе в единственном экземпляре. А Дэвид Гилл, в галерее которого с завидной периодичностью выставляется Маттиа Бонетти, стал своеобразным «арт-агентом» дизайнера — именно через него можно заказать «эксклюзив от Bonetti».

   Бонетти очень-очень разнообразен. Как говорит он сам, ему нравится делать «строгие, трезвые формы, а затем свободные и сумасшедшие формы». Рид Кракофф, президент и исполнительный креативный директор компании Coach: «Маттиа не обременен историей. Он никогда не учился на дизайнера мебели. Он не знает, как все должно быть сделано, поэтому он делает по-своему». И как бы сумасшедше ни выглядели его произведения, они всегда функциональны: «Это стол — за ним едят, это стул — на нем сидят» (С). Можно добавить что-то вроде «шкаф и буфет — в них все хранят». 


Маттиа Бонетти7.jpg 

Комод «Полиэдр» (лакированное дерево, нержавеющая сталь) – 2004 г. £ 180,000 (первоначальный ценник — 40 000 £)


Коллекция — это не о Mattia Bonetti

   Если о большинстве других арт-дизайнеров можно писать в ключе «в n-м году он создал коллекцию X», то в отношении Маттиа Бонетти это было бы некорректно. Он совершенно иначе смотрит на свою работу: «Я ненавижу идею «коллекции», где каждое произведение имеет предписанные отношения друг с другом. В жизни так не бывает». Поэтому максимум, о чем можно говорить, так это о нескольких произведениях, объединенных одной идеей. Причем временной разрыв между созданием таких вещей может составлять годы.

   Например, в 2004 году Маттиа представил в серии Strata кабинет, серебристый и графитовый буфеты. А в 2014 году — кресло и оттоманку с таким же «именем» и схожим дизайном, но, заметьте, из других материалов.


маттиа бонетти5.png 

Кабинет Strata, полированная сталь - 2004 г. 


Маттиа Бонетти10.jpg

Маттиа Бонетти11.jpg

Буфеты Strata, полированная сталь и патинированая бронза – 2004 г.


Маттиа Бонетти12.jpg

Маттиа Бонетти13.jpg

Кресло и оттоманка Strata, «позолоченный» палладием дуб, бархатная обивка – 2014 г. 


   То же самое можно сказать о совершенно неповторимой и удивительно гламурной серии Маттиа Бонетти Necklace (Ожерелье), после представления которой эксперты дружно заговорили о том, что дизайнер соединил понятия «украшение» и «мебель» в единое целое. Причем в прямом смысле.


Маттиа Бонетти14.jpg

Приставной столик Necklace, полированная сталь, патинированная бронза – 2009 г.


Маттиа Бонетти15.jpg

Маттиа Бонетти16.jpg


   Если маленький приставной столик, зеркало и подвесная консоль (на фото вверху) были сделаны в 2009 г., стол Broken Pearls (ниже) — в 2010, то круглый — лишь в 2012. 


Маттиа Бонетти17.jpg

Стол Broken Pearls Necklace, хромированная и золоченая латунь, лава – 2010 г. 


Маттиа Бонетти18.jpg

Столик Necklace around, травертин, полированная сталь – 2012 г.

   Столы серии Necklace, кстати, предлагались в разное время в двух-трех цветовых решениях. Например, «Разорванное ожерелье» — с темной столешницей и светлыми «бусинами», со светлой столешницей из травертина и светлыми же бусинами и, как на фото внизу, с темной столешницей и такими же бусинами (на фото внизу). 


маттиа бонетти6.png

Выставка Маттиа Бонетти 2011 года в галерее Майкла С. Смита в Лос-Анджелесе Duke & Duke.


  

С другой стороны, порой идея прослеживается в произведениях, которые вроде бы совершенно не соотносятся друг с другом. Например, нашумевшие обеденные столы Abyss 2004 года визуально перекликаются с приставным столиком Depth 2012 г., хотя, конечно, это совершенно разные концепции.


Маттиа Бонетти19.jpg

Стол Abyss, золоченая и лакированная бронза, сталь, акрил – 2004 г. 


Маттиа Бонетти20.jpg

Приставной столик Depth, никелированный алюминий, лакированная бронза, глазурованный горный хрусталь – 2012 г.


Стол Abyss Бонетти — это целая история

   Кстати, стол Abyss («Бездна») — одно из самых знаменитых произведений Бонетти. Дизайнер о нем говорит следующее: «Основная идея заключалась в том, чтобы сделать скульптуру. Я представлял себе что-то земное из бездны под поверхностью моря или в очень глубокой пещере. Деревья, кораллы, пузырящиеся вулканы — все эти фигуры вместе становятся столом, и вуаля!». Для столешниц использовалась листовая сталь, а основание в стиле барокко было отлито из бронзы. Чтобы получить «электрические» цвета, Маттиа призвал на помощь своего двоюродного брата, профессионального позолотчика, который покрыл отливки листовым золотом и лаками.

   «Потустороннее создание», которое дебютировало на показе в лондонской галерее Дэвида Гилла, было частью крошечной серии из восьми единиц и стоило около 300 000 долларов (плюс доставка). Несмотря на пугающую цену, столы покупали. Например, коллекционер Джордж Линдеманн приобрел первый образец (розовый с золотом), Рид Краков, художественный руководитель Tiffany & Co. — синий, Дэвид Гилл — красно-золотой.

Маттиа Бонетти21.jpg


Стол Abyss синий


Маттиа Бонетти22.jpg

Стол Abyss красный с золотом в палаццио Дэвида Гилла


Маттиа Бонетти23.jpg

Стол Abyss голубой


маттиа бонетти7.png

Стол Abyss в розово-золотой гамме и стулья Louis XVI от Маттиа Бонетти в столовой коллекционера Джорджа Линдеманна в Майами-Бич

   Интерьерный дизайнер Франк де Биаси считает, что притягательность столов Abyss объясняется тем, что когда за ними сидят дети, они выглядят детскими, а когда сидят взрослые — очень сложными. Мы бы добавили: монументальными. Кстати, весит такой стол ни много ни мало 380 кг.

   Пожалуй, можно было бы упомянуть единственное шоу Бонетти, которому он все же дал собственное название. Это «Indoor, Outdoor», проходившая в галерее Kasmin в 2013 году. Дизайнер решил «дать мебели выйти из дома», показав, что некоторые вещи с одинаковым успехом можно использовать как дома, так и, например, в саду. Впрочем, лоджия или балкон, по его мнению, тоже подходят под понятие «outdoor».


Маттиа Бонетти24.jpg

Работы, представленные на выставке «Indoor, Outdoor»: стол и стулья «Ротанг» 2013, внизу скамья Pompeii и столик Herculaneum из травертина 2013, справа вверху приставной столик-табурет из полированной стали 2013, слева настольная лампа Construct 20

10 г.


Маттиа Бонетти25.jpg


Маттиа Бонетти26.jpg

Кресло Pliniana, бронза, обивка бархатом – 2013г.

   Это кресло с выставки «Indoor, Outdoor» выглядит очень уютным, наверняка таким и является. Впрочем, наряду с новинками в галерее были выставлены и гламурный Broken Pearls (2010 г.), и совершенно фантастический столик Oval Meander (2011 г.), и кабинет «Жидкое золото» (2012), и другая известная публике эксклюзивная мебель Бонетти.


Маттиа Бонетти27.jpg

Слева направо: столики Rocky и Oval Meander – 2011-2013 г.

  

Наверное, каждый видит в столике Oval Meander свое. Кому-то основа напоминает легендарного Лаокоона, а кому-то — корни растений, пробивающиеся сквозь землю, что, вероятно, ближе к истине с точки зрения Бонетти. Ведь, как говорит сам дизайнер, его вдохновение «всегда исходит от природы, потому что она всегда присутствует, и это самое красивое и самое важное. Растительность, животное или человек — это то, из чего сделан мир. Ничего больше».

   Кстати, и здесь тоже присутствует «преемственность» — 2015 г. дизайнер представил «логическое продолжение» серии Meander: кресло и лампу.


маттиа бонетти9.png



«Хочу такую мебель!»

   Говоря об эксклюзивной мебели Bonetti, невозможно обойти вниманием безумно притягательные в своей лаконичной роскоши столы Descartes, Rock Crystal, Vertex 2014 г. — они не представляют собой «серию», но в то же время словно объединены одной мыслью.


Маттиа Бонетти30.jpg

Консоль Descartes, макасар, позолоченный горный хрусталь – 2014 г.


Маттиа Бонетти31.jpg

Кофейные столики Vertex, мрамор, горный хрусталь, отделка кожей – 2014 г.


Маттиа Бонетти32.jpg

Приставной стол Rock Crystal, мрамор, горный хрусталь – 2014 г.


   Потрясающе! Как говорят ценители работ Маттиа, каждое произведение будто бы вопит: «Посмотри на меня»! Пожалуй, единственное, что останавливает большинство желающих купить одно из них, — цена.

   Маттиа действительно тяготеет к «солидным тяжелым субстанциям» (добавим: «дорогим») типа благородного камня и металлов. Так, для изготовления этих великолепных столов мастер использовал мрамор, кожу, горный хрусталь, «позолоту» палладием. Действительно роскошно.

   И нам кажется, что очень достойно звучали бы реплики дизайнерской мебели a la Bonetti, в которых главным материалом все же выступила бы древесина. Например, для Vertex просто просится тис или вяз (карагач), для Descartes — орех, для Rock Crystal — граб. Впрочем, выбор породы — дело вкуса. А что касается отделки из полудрагоценных камней [RbD1] и позолоты — эта задача вполне решаема.

   Кстати, стоит вспомнить хотя бы тот фантастический кабинет из полированной стали Strata. Ведь впоследствии при создании кресла и оттоманки «той же серии» дизайнер легко и непринужденно заменил металл древесиной. Получилось изумительно. А это значит, что подобным образом можно поступить со многими предметами. И кто знает, возможно дизайнера не раз просили создать «облегченные копии» его произведений.

   В завершение, пожалуй, отметим пару-тройку относительно свежих работ дизайнера, которые заслуживают внимания без всяких условий. И, памятуя о том, что он обычно выставляется с периодичностью раз в два года, надеемся увидеть его новые творения уже в 2019 году.


Маттиа Бонетти33.jpg


Маттиа Бонетти34.jpg

Комод Harlequin, американский орех, позолоченный /окрашенный горный хрусталь, позолоченные деревянные ручки – 2016 г.


Маттиа Бонетти35.jpg

Стул ‘Palermo Petit’, тонированный и лакированный бук, традиционная обивка – 2017 г.


Маттиа Бонетти36.jpg

Зеркало 'Rock Crystal: Emerald', бронза, латунь, горный хрусталь – 2017 г.


Маттиа Бонетти37.jpg

Табурет Edward James 'Fringe', бронза, обивка из ткани, шелковая бахрома – 2018 г.


Разумеется, работы Mattia Bonetti неповторимы, но создать реплику мебели с отсылкой к произведениям того или иного дизайнера вполне возможно…


Назад к списку

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений