|

Природные напевы: мебель Джуди Кенсли МакКай

   Джуди Кенсли МакКай, также известная как Джуди МакКай (Judy Kensley McKie, Judy K. McKay) — одна из самых самобытных мастеров-мебельщиков США. Наибольшую известность мастеру-самоучке принесла «зверомебель» — функциональные «скульптурные» столики и скамейки, выполненные в виде животных. Однако Джуди производит и шкафы, и кровати, и сугубо интерьерные вещицы типа панно, ваз и прочего.


кровать антилопы.jpg

Кровать «Антилопы», 2004 г. Резное грушевое дерево. Фото New England Home


   Ее мебель действительно функциональна: на скамьях, диванах, стульях удобно сидеть; в шкафах удобно что-то хранить; за столами — работать или обедать. Говоря словами Джой Кэттанах Смит: «Макки обладает редкой способностью сочетать практичность с фантазией, полезность с теплотой, честность с элегантностью, игру с дисциплиной». 


Софа антилопа.jpg

Софа «Антилопа», 1978 г. Тополь, обивка. Выставлено на аукционе Skinner, продано за 33 200 $. 


   МакКай использует для воплощения своих идей любые доступные средства — краски, морилки, резьбу, лак, пирографию, маркетри, литье. Впрочем, большую часть ее произведений объединяет одно: природные мотивы.

Когда попадаешь в тренд

   После Второй мировой войны дизайн американской мебели в значительной степени был обусловлен массовостью производства. Однако традиция ее ручного изготовления не угасла. Интересно, что на западном побережье мастера отдавали предпочтение скульптурному подходу, а на востоке — виртуозности при создании функциональных традиционных изделий. «Восточнопобережные» мебельщики создавали изделия, способные победить время, и их простой дизайн позволял не только изготавливать единичные изделия, но и сотрудничать с промышленными предприятиями. Но к началу 60-х эта «модель поведения» вышла из моды. А «западнопобережники», напротив, набирали силу. 


Диван дракон.jpg

Диван «Драконы». Резное крашеное красное дерево, обивка, 2013 г. Gallery NAGA

 

   Удивительно, но деревообработка получила академическое признание. К 70-м гг. в США действовало 150 программ бакалавриата и 10 магистерских. Крупнейшие музеи специально приобретали мебель ручной работы для выставок. Можно сказать, что Джуди Кенсли МакКай попала в струю. Правда, удача пришла далеко не сразу.

А кто такая Джуди Кенсли МакКай 


Джуди Кенсли Маккай в своей мастерской, 1980-е гг..jpeg

Джуди Кенсли МакКай в своей мастерской, 1980-гг. Из интервью Джона Бинзена для журнала Fine Woodworking


   Джуди Кенсли МакКай родилась в 1944 г. в Бостоне (штат Массачусетс, США) в семье графических дизайнеров. Еще в детстве она вместе с братом помогала отцу, причем проявляла куда большую заинтересованность, чем молодой человек. А когда семья проводила время в зимнем домике для отдыха, 13-летняя Джуди всячески уклонялась от рутинной работы, предпочитая выпиливать декоративные планки для перил чердака.

   В 1966 г. девушка окончила Школу дизайна Род-Айленда (Провиденс, штат Род-Айленд, США) и получила степень бакалавра искусств в области живописи. Именно во время учебы она познакомилась со своим будущим супругом Тоддом. И вполне вероятно, что именно это знакомство подвигло ее на освоение профессии краснодеревщика. 


стол-птица.jpg

Стол-птица. Резной грецкий орех, 1988 г. Фото MutualArt 


   Как рассказывала сама Джуди, Тодд еще до их женитьбы переехал в унылую квартиру в Кембридже (штат Массачусетс). Мебели в жилье не было, фабричные изделия паре не нравились, а на что-то лучшее не было денег. Тогда Джуди купила уже раскроенные на местном лесном складе детали и сделала в подарок мужу стол. В интервью Джонатану Бинцену она вспоминала:

   «Я помню, что сидела в гостиной и смотрела на нашу собственную мебель, которая была очень простой. Смотрите на нее долго, как вы могли бы смотреть на облака в небе. Когда я смотрела, я видела, что подлокотники начинают превращаться в животных, или что стол похож на четвероногое существо, и я думала, что это был бы один из способов оживить этот предмет».


Обезьянья скамейка.jpg 

Обезьянья скамейка. Грецкий орех, патинированная бронза, 1994 г. Продано за 187 500 $.


   Год МакКай преподавала в школе, а затем в течение порядка пяти лет они с Тоддом изготавливали баннеры и даже сделали несколько гигантских афиш для фестиваля в Вудстоке.

Ожидания и реальность

   Впрочем, все это время Джуди продолжала учиться делать мебель при тотальном дефиците инструментов. Впоследствии она вспоминала, как впервые делала стул из кожаных ремней и стандартных шкантов. Чтобы вырезать отверстия, ей пришлось купить долото, вместо фрезеровочного станка у Джуди была электродрель за 10 долларов. Она внимательно осмотрела получившиеся пазы, но когда собрала все детали стула, оказалось, что три ножки были в порядке, а вот четвертая висела над полом примерно в семи дюймах! Джуди закрыла отверстия и сделала новые и двигала шканты вперед-назад до тех пор, пока стул не стал устойчивым.

   Стул понравился людям, поэтому она сделала масштабную модель и выставила ее на витрине местного банка. Джуди ожидала наплыва клиентов, но ей позвонили лишь двое: один — чтобы спросить, из какой породы дерева сделан стул, второй — чтобы узнать, не нужны ли мастеру помощники.

   В конце 60-х Джуди МакКай пришла в кооператив New Hamburger Cabinet Works в Роксбери (штат Массачусетс), организованный активистами «контркультуры» деревообработки. Организаторы разрешали посторонним по выходным работать в цехе, а со временем Джуди стала и полноправным членом кооператива. Как она говорит, примерно восемь лет она делала «очень нормальные столы и шкафы», а в свободное время работала для себя.


шкаф дерево вишни.jpg

Шкаф «Дерево вишни». Резная липа, 2010 г. Gallery NAGA


   Один покупатель хотел купить вешалку для одежды, но сделка не состоялась. Поэтому Джуди переделала ее в стол в стиле шейкер для сына. Вы только подумайте, в стиле, который предполагает отсутствие декора и чистую функциональность. Впрочем, столешницу Джуди все же украсила. Она вырезала V-образный паз, залила его темным заполнителем для дерева и отшлифовала, чтобы заливка стала похожа на инкрустацию. И лишь спустя какое-то время МакКай узнала, что вовсе не была первооткрывателем технологии — подобную использовали пенсильванские мастера.

   В 1975 МакКай увлеклась низкорельефной резьбой, сделав несколько маленьких шкатулок. Мужу Джуди, Тодду, они понравились настолько, что на Рождество он подарил жене холщовую укладку для столярных инструментов. Пустую, но зато с сертификатом на покупку.

  Джуди рассказывала: «Я расспрашивала всех о том, какие инструменты мне нужно купить. Тем не менее, я думаю, что все равно приобрела много неправильных, но это заставило меня начать работать всерьез. Мои первые изделия ничем не отличались от фанерной мебели, которую я делала и ранее. Я пыталась создать хорошие пропорции в шкатулке, столе или комоде, а затем добавлять декор, используя контур мебели как раму». 


узорчатый стол.jpg

Фото. Узорчатый стол. Резной и крашеный грецкий орех, 1995 г. Фото Rago Auctions

 

   Конечно, среди первых серьезных работ были и «скульптурные», но МакКай потребовалось много времени, чтобы научиться сочетать в одном изделии разные технологии. Например, «Леопардовый диван» включает врезные и шиповые соединения, гнутую фанеру, резьбу, шлифовку. Как говорила Джуди: «Это всего лишь обычная деревообработка, но гнутые формы были огромными, работа была настоящим приключением. Впервые я отбеливала красное дерево щелоком и перекисью. Мне пришлось трижды повторить процесс, чтобы получить хороший результат. Что, в конце концов сработало, так это процесс на открытом воздухе при ярком солнечном свете. А затем я делала узоры с помощью пропановой горелки — еще одно приключение». 


Леопардовый диван.jpg

Леопардовый диван. Беленое красное дерево с выжженным декором, 1983 г. Продано за 150 000 $. Phillips


   Как пришла идея использовать «выжигание»? История интересная. Однажды Джуди одолжила свой стол подруге-курильщице. И та вернула его в пятнах сигаретных ожогов. Эти пятна с «интенсивными» центрами и «туманными» очертаниями мастер внесла в список своих техник, и именно они впоследствии стали пятнами на «шкурах леопардов».

   Впрочем, не вся мебель Джуди МакКай вызывающе необычна. Среди ее произведений можно найти вполне «традиционные»… по крайней мере, такими они кажутся на первый взгляд. Например, стол с фото ниже издали можно принять за совершенно обычный.


обеденный стол птицы и рыба.jpg

Обеденный стол «Птицы и рыба», 1979 г. Резной махогон Фото Rago Auctions


Когда приходит известность

Творчество Маккай привлекло международное внимание после выставки New Handmade Furniture: American Furniture Makers Working in Hardwood (Новая мебель ручной работы: американские мебельщики, работающие с лиственными породами) 1979 года. Тогда Нью-Йорк Таймс писала: «Элегантным в совершенно другом смысле является стол Джуди Кенсли Маккай, в котором пара тощих собак подпирает стеклянную столешницу».

 

мебель джуди маккай.png

Фрагмент страницы Нью-Йорк Таймс от 3 мая 1979 г. В центре стол с собаками. Махагон, стекло, 1979 г. Фото Invaluable. Справа стол с собаками 1984 г. Грецкий орех, ясень, стекло. Фото Alex Hochstrasser


  Когда раздавался телефонный звонок, Тодд подшучивал над Джуди, заявляя, что это какой-нибудь музей или галерея, желающая приобрести ее работы. И однажды действительно позвонили из Бостонского музея. Тодд оставил для жены записку, которую она проигнорировала, сочтя за очередную шутку. Но оказалось, что музей действительно хотел заказать скамейку. Джуди сделала три эскиза, и была очень разочарована, когда они выбрали «Скамейку с лошадьми». Но только этот предмет с ценой в 2 000 $ вписывался в бюджет музея. Джуди вспоминала: «Эскиз включал в основном прямые линии, очень простые и жесткие, без каких-либо признаков характера. И когда я получила этот заказ, я усердно работала над каждой частью скамейки, чтобы заставить ее ожить». 


Скамейка с лошадьми.jpg

Скамейка с лошадьми. Резной махагон, кожа, 1979 г. Museum of Fine Arts, Бостон


Не только дерево 

Столик Линкс.jpg

Стол Линскс. Литая патинированная бронза, стекло, 1999 г. Christies

   Художники (в широком смысле слова) не живут в вакууме. Волей или неволей, но они что-то перенимают друг у друга, что порой приводит к кардинальному изменению когда-то выбранного направления. Так и Джуди вдохновилась работами Гарри Нокса Беннета и увлеклась литьем в бронзе. И именно с этими произведениями чаще всего связывают имя МакКай в нашей стране. 


Скамейка пантера — копия.jpg

Скамья «Ягуар». Патинированная бронза, 1992 г. Фото LiveAuctioneers


   Конечно, литье требовало совершенно других навыков, и без помощников здесь было не обойтись. Однако Джуди познакомилась с Пьеро Мусси, чей литейный завод Artworks признан одной из лучших американских мастерских в своей сфере. И с 90-х гг. именно мастера этого итальянского иммигранта работают над пресс-формами, литьем и отделкой задумок Джуди МакКай. 


стол тигр.jpg

Стол «Тигр». Бронза, 2006 г. Gallery NAGA 


  Хищники Джуди дружелюбны, но вот некоторые считают «Тигра» достаточно жестким. С рычащим столиком у МакКай тоже было своеобразное приключение. Изначально у зверя была другая голова, но мастеру она не понравилась. Джуди поступила весьма радикально: «Я просто отрубила ее, сделала новый рисунок и добавила новую голову». 


столик Кролики.jpg

Пристенный столик «Кролики». Литая бронза, стекло 2003. Gallery NAGA


Не только скульптура

   Надо сказать, что Джуди МакКай — глобалист в хорошем смысле этого слова. Ее работы выполнены под влиянием традиций всего мира — африканцев, индейцев, пенсильванских голландцев и индонезийцев. В ее творчестве прослеживаются отголоски Древней Греции и Египта, Ренессанса, модерна, арт-деко и пр.

   Однако мастер не чужда прагматике. Например, вместо трудоемкого маркетри она предпочитает краску. Визуально результат получается столь же сильным, а времени и финансов требует гораздо меньше. Неплохой пример — пирамидальный комод на фото ниже. 


пирамидальный комод.jpg

Пирамидальный комод. Резная и окрашенная липа, 2010 г. Gallery NAGA


   А как вам этот шкаф «с отпечатками пальцев» и этот комод? Изящно и необычно, не правда ли? Мастер не любит повторяться, но, как и у всех, порой в разных изделиях прослеживаются схожие черты. Вроде и похоже, но очень разное. 


шкаф-кабинет.jpg

Шкаф-кабинет «отпечатки пальцев», 1987 г. Резное лаймовое дерево, краска. Фото Pritameames 


   Что привлекает в творчестве Джуди Кенсли МакКай нас, мастеров MASCARON? Ее «звериная» мебель ближе к деревянной скульптуре не только внешне, но и конструктивно. Ее более «простые», «традиционные» изделия безупречны по исполнению, функциональны и, безусловно, красивы. Ее работы разносторонни, разнообразны. 

   Значительная часть наших заказчиков предпочитает не просто эксклюзив, а эксклюзив необычный. И часто вдохновляются работами признанных гуру дизайна мебели и интерьера. Мы же, в свою очередь, всегда готовы сделать «что-то вот этакое».






Назад к списку

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений