|

Освальдо Борсани: рационалистический подход в действии.

   Освальдо Борсани (Osvaldo Borsani, 1911 — 1985) – легендарный итальянский дизайнер и архитектор. Он занимался проектированием и изготовление мебели, как элитной штучного производства, так серийной среднего ценового сегмента. Проектировал частные дома, коммерческие и культурные объекты, разрабатывал дизайн интерьера и реализовывал свои проекты под ключ. Но для самого Освальдо вся его деятельность описывалась одним всеобъемлющим и универсальным термином «Дизайн».
  

Освальдо Борсани. Фотопортрет на диване D 70.jpg

Освальдо Борсани. Фотопортрет дизайнера на его знаменитом диване D 70


Работа Освальдо Борсани в мастерской отца и его становление как дизайнера


   Отец Освальдо, Гаэтано Борсани, владел мастерской по изготовлению деревянной мебели ручной работы в небольшом итальянском городке Варедо. В семейный бизнес Освальдо Борсани влился в двенадцать лет, в полный рост начал трудиться с шестнадцати.


   Изначально из Atelier di Varedo выходили изделия в стиле неоренессанс, традиционные для севера Италии. Но Гаэтано вполне осознавал всю важность дизайна для дальнейшего развития мастерской, и для разработки ассортимента своего первого мебельного магазина на Монтенаполеоне (одна из центральных улиц Милана) приглашает архитектора Джино Маджони (Gino Maggioni). Маджони, восхищавшийся смешением искусств и ремесел югендстиля, задает производству более «модернистский» вектор. Неоренессанс сменяется лаконичными и чистыми формами, а ателье переименовывается в Arredamenti Borsani Varedo (ABV).


Освальдо Борсани. Визитная карточка отца Гаэтано..jpg

Визитная карточка Гаэтано Борсани

 

   Именно в ателье отца Освальдо Борсани решает связать свою жизнь с дизайном. Сначала он идет учиться в Академию изящных искусств, потом поступает в Миланский политехнический университет, на факультет «дизайн интерьера». Его официальный дебют как дизайнера происходит в 1930 году во время Четвертой Триеннале в Монце. На Пятой Триеннале 1933 года Освальдо получил серебро за проект Casa Minima («Минималисткий дом») — маленькое, недорогое, но продуманное до мельчайших деталей жилье, в котором уже просматривались базовые принципы его рационалистического подхода, ставившего на первое место простоту и функциональность.

   Тогда же Освальдо внедряет рационализм в ABV. Не только из-за моды. Рационализм подразумевает реорганизацию технологических циклов, применение новых материалов, и как следствие - экономическую выгоду. Совпадение или нет, но именно в те годы Ателье получает все более и более серьезные заказы, а магазин на Монтенаполеоне становится местом встречи художников и прогрессивной городской буржуазии, интересующейся дизайном.


   

Освальдо Борсани. Ранние работы ABV 1.jpg

Освальдо Борсани. Ранние работы ABV 3.jpg

Освальдо Борсани. Ранние работы ABV 2.jpg

Освальдо Борсани. Ранние работы ABV 4.jpg

Ранние изделия Борсани, еще во времена Arredamenti Borsani Varedo. Многие из этих изделий сейчас находятся в музеях и частных коллекциях


Дизайн интерьера от Освальдо Борсани


   Освальдо обрастает знакомствами, и будучи дипломированным специалистом получает заказы на разработку дизайна интерьера богатых особняков. Это станет его основным занятием на протяжении 1930-х и 1940-х годов.


   Услуги, предоставляемые Освальдо выходят за стандартное понимание дизайна интерьера того времени. Он вникает в каждую мелочь – и привлекает к работе как свою фабрику (как же без нее), так и многочисленных художников, таких как Fausto Melotti, Roberto Crippa, Agenore Fabbri, Lucio Fontana, Arnaldo Pomodoro и Aligi Sassu. С некоторыми из них он познакомился еще в годы учебы, с другими - благодаря магазину в Милане. Со многими из этих мастеров у Освальдо сложились крепкие партнерские отношения, и он в дальнейшем постоянно приглашал их на свои проекты.


   Успех его работы с интерьерами оказался настолько велик, что что поток заказов не иссякает даже в годы Второй мировой войны.



Предлагаем познакомиться с творчеством еще одного культового дизайнера мебели XX века - Вернера Пантона.



   В 1943 году Освальдо спроектировал и построил дом для своего брата-близнеца Фульхенсио. Речь идет о вилле Борсани в Варедо. Несмотря на то, что вилла была спроектирована в соответствии с рационалистическими принципами, в ее интерьере нашлось место и свободному подходу к творческому самовыражению – в виде работ таких молодых художников, как упоминавшиеся ранее Lucio Fontana или Fausto Melotti.


Освальдо Борсани. фотография виллы 1943 года.jpg

Вилла Борсани в Варедо. Фотография 1943 года.

 

   Кстати, на сегодняшний день она все еще принадлежит семье Борсани, а с 1991 года становится штаб-квартирой Архива Освальдо Борсани. Здесь хранится творческое наследие архитектора, включая модели, эскизы и авторские работы.

   И да, она открыта для посещений.


Освальдо Борсани. Вилла 1.png

Освальдо Борсани. Вилла 2.jpg

Освальдо Борсани. Вилла 3.jpg

Освальдо Борсани. Вилла 5.jpg

Освальдо Борсани. Вилла 6.png

Освальдо Борсани. Вилла 8.jpg

Современные фотографии интерьера виллы Борсани.


Tecno


К 1953 году Освальдо окончательно приходит к мысли, что ремесленный подход изживает себя. Назрела необходимость преобразования фабрики по индивидуальному изготовлению мебели в производство, способное удовлетворить больший спрос по более доступным ценам. Тем более, что спрос был. В послевоенной Италии вовсю шел процесс третиаризации (революция сферы услуг). Увеличивалось число непроизводственных предприятий, рос штат «белых воротничков», множились офисы. Освальдо Борсани почувствовал открывшиеся возможности и взял курс на мебель для организации рабочего пространства. Не слишком дорогую, но комфортную и функциональную.


Так возникла идея Tecno (в честь греческого термина techne - искусство, мастерство, умение) – мебельное производство, основанное Освальдо и Фульхенсио. Первый отвечал за творчество, второй – за бизнес-стратегии.

 

Следует отметить, что коммерческий успех компании кроется не только в благоприятной ситуации на рынке и первоклассном дизайне. Освальдо обращал большое внимание на качество рекламных материалов и каталогов, понимая, что только так можно выделиться среди сотен других фирм. Он привлек таких звезд графического дизайна, как Giulio Confalonieri и Bob Noorda, и таких авторов, как Orio Vergani и Joseph Rykwert, для создания брошюр и каталогов. Для мебельной отрасли того времени столь пристальное внимание к тому, что современные маркетологи называют «точки контакта», было нехарактерно.


Освальдо Борсани. Винтажная реклама машины для сидения.jpg

Винтажная реклама «машины для сидения» - регулируемого кресла Р 40

 

   В кратчайшие сроки Tecno становится серьезным игроком среди поставщиков офисной мебели.

   Среди наиболее успешных и знаковых конструкций Tecno следует отметить диван D 70 (1954 г.), который может принимать 20 положений; регулируемое кресло P 40 (1955 г.), описанное в каталоге как “машина для сидения”, которая может принимать 486 различных положений; обеденный стол T 41 (1954 г.); вешалка для одежды AT 16 (1961 г.); стул Canada (1965 г.); офисное кресло P 128 (1972 г). И, конечно, система офисной мебели Graphis (1968 г.). Именно благодаря ей Tecno стала ведущим мировым производителем дизайнерской мебели для офиса. В настоящее время многие из этих предметов находятся в постоянных коллекциях MoMA (Нью-Йорк), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Центра Помпиду (Париж), музея Триеннале (Милан) и «Современной Пинакотеки» в Мюнхене.


Освальдо Борсани диван Tecno D70.jpg

Освальдо Борсани диван Tecno D70 - 2.jpg

Диван D 70. Антикварный образец.


Освальдо Борсани регулируемое кресло P40.jpg

Освальдо Борсани регулируемое кресло P40 2.jpg

Освальдо Борсани регулируемое кресло P40 3.jpg

Та самая «машина для сидения» - регулируемое кресло P 40


Освальдо Борсани. Обеденный стол T 41.jpg

Обеденный стол T 41. Антикварный образец.



Освальдо Борсани офисное кресло P128.jpg

Офисное кресло P 128. Антикварный образец.


Освальдо Борсани стул Canada.jpg

Стул Canada. Антикварный образец.


Освальдо Борсани вешалка для одежды AT16 2.jpg

Освальдо Борсани вешалка для одежды AT16.jpg

Вешалка для одежды AT 16, переиздание 2012 года.

 

Освальдо Борсани. Офисная мебель graphis 5.jpg

Винтажная фотография офиса с мебелью из серии Graphis


Освальдо Борсани. Офисная мебель graphis 1.jpg

Освальдо Борсани. Офисная мебель graphis 2.jpg

Освальдо Борсани. Офисная мебель graphis 4.jpg

Серия офисной мебели Graphis. Фотографии из современного каталога Tecno s.p.a.


   Первоначально Tecno производила только мебель, разработанную Борсани, но уже к началу 1950-х годов плотно сотрудничала с другими дизайнерами, включая Ludovico Magistretti, Roberto Mango, Gae Aulenti, Eugenio Gerli, Carlo De Carli и Giò Ponti. Кстати, и здесь Борсани был одним из первых, кто начал практиковать на постоянной основе привлечение сторонних дизайнеров к разработке мебели собственного бренда.


   Сам он продолжал проектировать мебель до 1980 года, а во главе фирмы стоял до самой своей смерти в 1985 году.

 

   В настоящее время Tecno s.p.a. – признанный во всем мире поставщик мебели и интерьеров для общественных и коммерческих объектов. Как производственная компания Tecno утверждает синтез самых современных технологий и ручного труда, обеспечивающего высочайшее качество изделий. Положа руку на сердце, формулировка весьма распространенная, но фотографии с производства не оставляют сомнений - Tecno постоянно инвестирует в оборудование и технологии. Максимальная цифровизация производства даже прописана в миссии организации!


Освальдо Борсани. Tecno цех 1.jpg

Освальдо Борсани. Tecno цех 3.jpg

Освальдо Борсани. Tecno цех 2.jpg

Освальдо Борсани. Tecno цех 4.jpg

Фотографии производства Tecno s.p.a. с сайта компании.


   В то же время, фирма позиционирует себя не только как изготовителя и продавца мебели, но как проектную организацию, где можно сделать индивидуальный заказ на мебель и интерьер. В портфолио Tecno s.p.a. отметились Британский музей, башня Агбар в Барселоне, здание Европейского парламента – и десятки других знаковых объектов по всему миру.

 

Освальдо Борсани. Башня Агбар 1.jpg

Освальдо Борсани. Башня Агбар 2.jpg

Освальдо Борсани. Башня Агбар 3.jpg

Меблировка башни Агбар в Барселоне от Tecno s.p.a.


Освальдо Борсани. Европарламент 1.jpg

Освальдо Борсани. Европарламент 2.jpg

Меблировка конференц-зала здания Европарламента от Tecno s.p.a.


Освальдо Борсани. Британский музей 1.jpg

Освальдо Борсани. Британский музей 2.jpg

Освальдо Борсани. Британский музей 3.jpg

Мебель для Британского музея от Tecno s.p.a.


   Сложно сказать, что больше достойно восхищения – дизайн Освальдо, не потерявший своей актуальности до сих пор (и вряд ли он ее потеряет когда бы то ни было), или же его предпринимательская хватка, способность тонко чувствовать перемены в обществе и потребностях людей. В любом случае, только сочетание этих двух составляющих позволило маленькой семейной мастерской всего за полвека вырасти до известного во всем мире высокотехнологичного производства мебели.


Освальдо Борсани Ретроспектива 1.jpg

Освальдо Борсани Ретроспектива 2.jpg

Освальдо Борсани Ретроспектива 3.jpg

Фотографии с экспозиции-ретроспективы, посвященной Освальдо Борсани. Была представлена на Миланской Триеннале 2018 года. 

Кураторами выступили внук Освальдо – Фантони Борсани, а также знаменитый архитектор Норман Фостер.













 




    






Назад к списку

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений