|

Генрих Даниэль Гамбс и его наследие

Генрих Даниэль Гамбс: история создания мебели

Пожалуй, Гамбс — самая известная в России «мебельная» фамилия. Понятно, что мало кто читал «Письма столичного друга к провинциальному жениху» Гончарова или незаконченный отрывок «Мы проводили вечер на даче» в прозе Пушкина, где упоминаются работы из престижной мастерской. Не все были и в самом музее А.С. и видели кресло, в котором поэт посиживал.


Гамбс 1.jpg

Клеймо мастерской Генриха Гамбса. «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersbourg».


   Но давайте сыграем в ассоциации. Мы вам говорим пишем: «Ильф и Петров». А вы нам говорите, с чем эти фамилии у вас ассоциируются. Что? Да! Подавляющее большинство отвечают: «12 стульев… из дворца». А «во дворец», то есть к  Кисе Воробьянинову, они попали из мастерской Гамбса. Но сегодня мы будем говорить не об этих стульях, якобы сделанных в 1865 г. Поговорим о родоначальнике династии Генрихе Даниэле Гамбсе.

   Мы уже ранее упоминали, что Генрих Даниэль Гамбс был одним из учеников Дэвида Рёнтгена и прибыл в Россию с его последним «российским» караваном в 1790 г.

Биография Г. Гамбса: жизнь и становление в России

   О юности Генриха мы знаем очень и очень мало. Известно лишь, что будущее светило российской мебельной индустрии родился в 1765 г. там же, где и его учитель — в небольшом, тогда еще прусском, городке Нойвид в земле Рейнланд-Пфальц. По другой версии Г.Д. Гамбс родился  25 августа 1761 г. в маркграфстве Баден-Дурлах. Отец его был потомственным столяром, и вполне логично, что молодой Гамбс «пошел» в эту профессию. А мебельные мастерские Нойвида сейчас бы назвали градообразующим предприятием, да и сам Рёнтген был звездой, поэтому совершенно неудивительно, что именно туда Гамбс и направился повышать квалификацию после отцовских наставлений, и обучался у маэстро в 1880-х гг.


Гамбс 2.jpg


Бюро с множеством скрытых механизмов, включая музыкальный барабан, воспроизводящий мелодию Моцарта. Одно из самых известных произведений Генриха Габмса. О нем подробнее расскажем позднее.


   Почему Гамбс решил остаться в России? С одной стороны, в Европе конкуренция между мебельщиками тогда была очень серьезной, а их количество внушительным. Только у того же Рёнтгена работали более 100 человек, пусть и не все были именно столярами. С другой стороны, в России к 1794 г. гильдия столяров и мебельщиков включала 124 мастера, 285 подмастерьев, а также 175 ученика. С учетом размеров Российской Империи, цифры «у них» и «у нас» вообще несоизмеримы. Еще пара моментов, о которых не стоит забывать, рассуждая о причине «оседания» Гамбса в нашем Отечестве: преклонение дворянства и купечества, то есть тех, кто имел деньги, перед иностранными товарами. Слова М.Ю. Лермонтова тут, как нам кажется, весьма кстати:

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов…


Гамбс 3.jpg


Консоль. Дерево, латунь, мрамор, лак, золоченая и патинированная бронза. Технологии: фанеровка, интарсия, литье. Генрих Гамбс, 1800-е гг.


   Что ж, рыба ищет, где глубже, а человек — где рыба. Опираясь на известное имя учителя, Генрих Гамбс имел все основания полагать, что в России он не пропадет. К тому же что-что, а прекрасные профессиональные навыки, деловое чутье и хватку молодой человек у мастера точно перенял. И он действительно не прогадал, поскольку уже в 1793 г Екатерина Великая ввела запрет на ввоз импортной мебели. С одной стороны, это дало стимул к развитию отечественного столярного мастерства. С другой (помним о любви ко всему импортному) стороны, за неимением возможности ввозить иностранную мебель, имущие потянулись к «местным иностранцам».

   Итак, в 1790 г. Генрих Даниэль Гамбс прибыл в Россию. Следующие несколько лет мастер (уже мастер) пытается пробиться «во дворец». В средствах он стеснен. НО! Эксперты отмечают, что Рёнтген отправлял своих выучеников-представителей в разные страны-города вовсе не с пустыми руками. Он снабжал их инструментарием и материалами для открытия собственных предприятий. Известно, что:

  • во-первых, к 1895 г. Гамбс сумел стать купцом II гильдии (хотя сам себя он называл механиком). Это событие отражено припиской к местному купечеству подданного Римской империи Генриха Гамбса от 19 апреля 1795 г. (ЦГИА СПб. Ф.781. Оп. 2. Д. 2155. 8 л.);

  • во-вторых, сумел найти состоятельного партнера в лице австрийского купца  Ионафана Отта.

   Многие источники указывают, что эти двое на паях создали мебельную мастерскую в марте 1895 г. «между английской пивоварней и госпиталем» недалеко от Калинкина моста. С этой датой есть некоторые неувязки. Ведь известно, что Генрих Гамбс начал завоевание двора с Марии Фёдоровны. Будущая императрица заказала мастеру дамский письменный стол в 1793 г. и экран-ширму для камина в 1794 г.


Гамбс 4.jpg


Каминные экраны. Мастерская И. Отта и Г. Гамбса. Вверху слева: каминный экран, 1794 г. Красное дерево, слоновая кость, латунь, бронза, молочное стекло, папье-маше, ткань. Технологии: токарные работы (И. Фай), фанеровка, литье, золочение, роспись. Внизу справа: каминный экран, 1796 г. Красное дерево, латунь, бронза, молочное стекло, папье-маше, ткань. Считается, что роспись в медальоне на ширме (надпись «Marie fini a Gatschina nov 1794») сделала сама Мария Фёдоровна по рисункам А. Кауффман.


   Кроме того, одно из самых знаменитых произведений мастерской И. Отта и Г. Гамбса «архитектурного стиля» — письменный стол Павла I — датируется 1794 г. Хотя в некоторых источниках пишут «ок. 1800», на сайте музея (а его сотрудникам виднее) указан именно 1794-й.  То есть мастерская должна была работать уже в 1794 г. А скорее всего, уже и в 1793-м.


Гамбс 5.jpg


Общий кабинет в Павловском дворце. На заднем плане у скамьи стоит тот самый дамский письменный столик из красного дерева с балюстрадой из слоновой кости, отделанный золоченой бронзой. Стеклянная столешница «несет» на себе роспись «Три грации прислуживают Венере», выполненную Великой княгиней. В комплекте подсвечник с абажуром и письменный прибор из слоновой кости и янтаря. Кстати, бюро на переднем плане — работа Д. Рёнтгена. Слева от него — каминный экран с фото выше.


Гамбс 6.jpg


Тот же Общий кабинет, слева у стены стоят 2 детских бюро Гамбса.


Гамбс 7.jpg


Письменный стол Павла I, Павловский дворец. Красное дерево, ормолоу, бронзовое литье, слоновая кость, матовое стекло, роспись, камеи, янтарь. 1794  г. Мастерская И. Отта и Г. Гамбса, токарная работа мастера И. Файя, проект В. Бренны.


   Согласитесь, стол великолепен. Надстройку венчает копия античного храма богини Весты, ее же фигурка установлена на жертвеннике. К созданию шедевра тоже приложила руку будущая императрица, о чем сама же и писала в 1795 г.: «На фронтоне храма находится камей великого князя, вставленный в белое стекло, на котором я написала гризалью трофей. На другой стороне фронтона находится вензель великого князя. В середине храма стоит жертвенник восьмигранный, из янтаря и слоновой кости; на средней грани в медальоне мой вензель, написанный на стекле и вставленный в янтарь; на других гранях также вставлены вензели моих семерых детей, начиная с Александра. Я нарисовала все вензеля детей из роз и мирты; мой составлен из мелких голубеньких цветков».

   Ходят легенды, что и опоры стола (читай: колонны) Мария Фёдоровна выточила собственноручно «из слоновой кости». Но точно известно лишь то, что Великая Княгиня, как минимум, приняла участие в изготовлении письменного прибора (в центре на столе) из слоновой кости и янтаря, а также сделала камени — портреты Павла I для ламп-подсвечников (по бокам надстройки).

   В любом случае мы можем точно утверждать, что эти столы и ширма сделаны Гамбсом в начале карьеры и до 1795 г. И эта мебель и предметы декора понравились Екатерине Великой.

   Видимо, обнадеженные этим известием и в надежде получить шикарный заказ на меблировку Александровского дворца, 20 июля 1795 г. Гамбс и Отт, пишут Екатерине II «челобитную» или «памятную записку» (мнения расходятся). В общем, коммерческое предложение. Гамбс представляет императрице «список услуг и работ», которые могли бы ее заинтересовать:

  • инновационную организацию поставок мебели;

  • изготовление мебели для Александровского дворца;
  • бюро, выполненное в стиле своего учителя;
  • реставрационные работы мебели работы Рёнтгена, «все части которой, особенно механические, крайне пострадали» (!).

   Что?! Как?! А как же немецкая основательность и качество?! Ведь самому «старому» на тот момент «экземпляру», а именно знаменитому «Бюро с Аполлоном», было всего-навсего 12 лет! Напомним, Рёнтген привез его в Санкт-Петербург в свой первый визит, состоявшийся в 1784 г. А сделал, вероятно, в 1793 г. Кстати, эти знаменитые бюро со сногсшибательными механизмами в общем-то не предназначены для постоянной эксплуатации. По сути, они представляют собой демонстрацию мастерства (Meisterstuck).

   Но императрица еще в конце прошедшего десятилетия утратила интерес к работам Рёнтгена. Может, как раз из-за разочарования? (И возможно, именно этим и объясняется, что его визит в 1790-м стал последним?). Так оно было или не так, но бюро она не купила, заказ на мебель для Александровского дворца, по всей видимости, не сделала. В то же время мы знаем, что все же императрица дала свое соизволение на привлечение мебельной мастерской для дворцовых работ. Но только «если работы их будут простее и дешевле». (Какое счастье, что русский язык стал со временем «простее»).

   Так вот оно что с датами! В 1795 г. мастерская была принята к дворцовым работам. Но это не снимает вопроса об отнесении стола Павла I 1794 г. к изделиям, вышедшим из мастерской Отто и Гамбса, открытой, по уверениям многих авторов, всего лишь в марте 1795 г. Нет, похоже, нам не хватило данных для разгадки этой запутанной истории.

Гамбс 8.jpg


Часы работы мастерской И.Отта и Г.Гамбса, 1790-е. Красное дерево, латунь, бронза, стекло. 

Техники: фанеровка, литье, эгломизе, роспись, позолота. Часовой механизм работы И.Г. Штрассера.


   Как бы то ни было, в дальнейшем Отто и Гамбс, а впоследствии только Гамбс, поставили огромное количество различной мебели для Павловского дворца, Михайловского замка, Эрмитажа, включая Зимний дворец, Петропавловской крепости и т.д. Первый предмет мебели поступает в Зимний дворец из мастерской Гамбса в декабре 1796 г. Но то бюро Екатерина уже не увидела.

   Теперь, после того, как мы разобрались (почти) с датами основания мастерских, продолжим. В ноябре 1795 года Гамбс действительно открывает, но не мастерскую, а свой магазин. Предприниматель не преминул объявить об этом через «Санкт-Петербургские ведомости»: «Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давида Рентгена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он открывает сего ноября 22-го числа по Невскому проспекту, против Казанской церкви в доме г. Еропкиных под № 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения, так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены».

   Как видим, мастер здесь умело пользуется и именем Рёнтгена, и навыками «маркетолога». Довольно быстро мастерская и магазин стали не просто прибыльным бизнесом для Гамбса, но и, так сказать, «must visit в Санкт-Петербурге».

   В 1799 г. (вариант: в 1801г) Генрих Даниэль Гамбс женился на Шарлотте Антоновне Вэнкер фон Данкеншвейль. Ну и попробуйте сказать после этого что-то про современные «поздние» браки. Отец невесты, хотя и был дворянином, зарабатывал портняжным делом и весьма в нем преуспел. Настолько, что смог позволить себе приобрести два отнюдь немаленьких дома: на Итальянской, 17 (фото ниже) и на Невском, 46. Молодая чета поселилась на Итальянской, сюда же Генрих позднее перевел свой магазин, и здесь же прожил до конца жизни.

Гамбс 9.jpg


   

В браке у Генриха родились дети: Петр (1802—1871), Александр Людвиг (1804—1862), Эрнест Фердинанд (1805—1849), Густав Ксавьер (1806—1875). Петр и Эрнест впоследствии стали основными  продолжателями дела отца.

   В 1807 г. Генрих Гамбс получает российское подданство. В 1809 или 1810 г. он получает звание придворного механика.  Очень часто указывается, что Генрих Гамбс в указанные годы получил звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Однако это звание появилось лишь 1824 г.

   Не древом единым: что использовал Генрих Гамбс в своих работах

   Говоря о мебели Генриха Гамбса, невозможно не отметить ее нагруженность декором. Конечно, в первую очередь эксперты и поклонники отмечают первопроходческую деятельность мастера в плане применения техники verre églomisé для «габаритной» мебели.


Гамбс 10.jpg


Бюро работы Г. Гамбса, до 1792 г. Чинара, черное и красное дерево, стекло, латунь. Техники: фанеровка, эгломизе.


   Прекрасный пример — это бюро, предположительно изготовленное в мастерской Гамбса. Вот это золото с черным тонким рисунком на дверцах и есть эгломизе.

   Второе, на что нельзя не обратить внимания — любовь Генриха к золоченой и патинированной бронзе. Лишь относительно недавно выяснилось, что многие предметы интерьера (лампы, бра, подсвечники и пр.) и декора для мебели поставлялись вовсе не из Франции, но и в мастерских Гамбса отлиты не были. Как оказалось, авторство принадлежит Фридриху Бергенфельдту, тоже осевшему и работавшему в Санкт-Петербурге.


Гамбс 11.jpg


Столик работы Г. Гамбса, 1807 г. Черное дерево, бронза, латунь, стекло. Техники: фанеровка, инкрустация, литье, золочение, патинирование, гравюра.


   Опоры этого столика выполнены в виде оригинальных герм с литыми из бронзы бюстами Зефиров и копытцами. Более традиционные гермы вы также видели на консоли выше по тексту. Прием достаточно традиционный для тех лет.


Гамбс 12.jpg


Жардиньерка работы мастерской Г. Гамбса, 1805-1810 гг. Красное и черное дерево, бронза, латунь, ткань. Технологии: фанеровка, инкрустация, литье, патинирование, золочение, вышивка.


   Однако бронза была чрезвычайно дорога, поэтому поневоле мастеру пришлось обратиться к более прозаичному материалу — латуни. Пожалуй, именно благодаря ей Гамбса считают чуть ли не родоначальником т.н. «стиля жакоб», о чем мы расскажем ниже.

   Но поскольку латунь применяли, как правило, для «плоских» декоративных элементов, а бронза, как мы сказали, становилась все менее доступной с финансовой точки зрения, с течением времени вместо бронзового литься мастера перешли на резное дерево. То есть теперь это была не только «невысокая» и «высокая» орнаментальная резьба, но и скульптурные формы.

Гамбс 13.jpg


Туалетный стол. Мастерская Г. Гамбса, рубеж 18-19 вв. Древесина хвойной породы, красное дерево, береза, лак, латунь, стекло, сукно; левкас, лак. Технологии: фанеровка, инкрустация, окраска, просечка, золочение, резьба, эгломизе, оклейка.


   Этот стол многофункционален. Зеркало подразумевает использование предмета в качестве туалетного столика; выдвижные столешницы — в качестве письменного стола; множество ящичков — как стол для рукоделия. Фигуры, вырезанные из дерева и покрытые позолотой, дают неплохое представление о том, как мог выглядеть переход с бронзы на древесину.

   Вообще же Гамбс очень внимательно следил за европейской мебельной модой, и как только какие-то нововведения доходили до России, применял их в своих изделиях. Это касалось не только декора, но и стилевых решений.

   Копирование или самобытность: Гамбс и его стили

   Первые работы Гамбса, включая стол для Павла, знаменитое бюро и несколько других предметов явно выполнены в стиле классицизма. И да, некоторые из них настолько явно повторяют произведения Рёгена, что порой только эксперты могут отличить работы мастеров друг от друга. Впрочем, по большей части это все же касается т.н. «архитектурной мебели» — с колоннами, навершиями с храмами, балюстрадами и пр. Менее «парадные» изделия Гамбса уже не так явно напоминают о его учителе, а активное применение росписи по стеклу и эгломизе делает различия очень яркими.


Гамбс 14.jpg


Гамбс 15.jpg



Бюро работы Генриха Гамбса. Хвойная древесина (основа), красное дерево (шпон и массив), латунь, стекло, кожа, лак. Технологии: фанеровка, оклейка, просечка, роспись эгломизе. Ок. 1800 г.


И все же говорить о стилях в творчестве Гамбса достаточно сложно. Период его деятельности и весь последующий 19 в. характеризуются эклектичностью. И эти «искания» отражаются в работах всех мастеров того времени. Главное, что в течение всей своей карьеры Генрих Гамбс оставался верен трем принципам:

  • огромное количество ящичков, тайников (говорят, их не было только в стульях);

  • использование сложной механики;
  • безукоризненность исполнения.

Классицизм в исполнении Гамбса

   В конце века мода на античные «мотивы» в России была весьма сильна. Тенденции логично отразились в выборе тем для оформления мебели.

   Давайте вернемся к знаменитому бюро Гамбса. Этот предмет отлично демонстрирует предпочитаемую Генрихом в начале его самостоятельной карьеры стилистику. Общепризнано, что молодой мастер этим Meisterstuck хотел продемонстрировать свои умения (компетенции, как сказали бы сейчас). Как мы уже упоминали выше, Гамбс намеревался продать его Екатерине II, но сделка не состоялась. Бюро осело в мастерской на долгие 20 лет. Этот срок — 1795-1816 гг. — обычно указывают как период работы над изделием. Но к июню 1795 г. первоначальная «версия» уже была готова, ведь не мог Гамбс предложить «проект».

   Итак, бюро. Эксперты единогласны во мнении, что Гамбс создал своеобразный ремейк так называемого «Бюро с Аполлоном»  — последнего проданного Рёгеном Екатерине предмета дворцовой мебели. Но невозможно так же не заметить и сходства «в мифологическо-смысловой» нагрузке и с другим бюро Рёгена

Гамбс 16.jpg

   Вот это кресло — безусловная изюминка изделия, поднимающая, на наш взгляд, Гамбса на ступеньку выше Рёнтгена. Выдвигается и раскладывается данный элемент после нажатия потайного рычага полностью самостоятельно и буквально за несколько секунд. Выглядит действие очень эффектно.

   Продать же бюро Гамбс так и не смог. Но, если вы помните, когда-то его учитель Дэвид Рёнтген в аналогичном случае разыграл «застрявшие» изделия в лотерею. Гамбс (хороший ученик) поступил таким же образом, как только у него появилась возможность. В 1916 г. в одной из газет появилось объявление следующего содержания:

   «С дозволения правительства разыгрываться будет большая лотерея, изо 100 выигрышей состоящая и во 100 тысяч рублей оцененная.

   Выигрыши можно видеть ежедневно ...с 9.00 утра до 6.00 вечера, а равно и билеты по 5 р. получать на фабрике Придворного Механика Гейнриха Гамбса... Сии выигрыши ...состоят из собрания прекраснейших вещей и великолепнейших мебелей. Главный выигрыш  Архитектоническо-Механическое музыкальное бюро с позолоченною бронзою».


Гамбс 17.jpg


Коллектив реставраторов во главе с Владимиром Васильевичем Кащеевым (слева) и бюро Гамбса после реставрации в 1980-хх.


Гамбс как «распространитель «стиля жакоб»

   Что касается так называемого «стиля жакоб», с которым традиционно связывают изделия Гамбса периода 1790-х гг., нужно сказать, что название это условно. Более того, оно имеет мало общего и с любым из собственно Жакобов. Это название, вероятно, закрепилось в середине 19 в. И после внимательного изучения вопроса можно сказать, что речь идет скорее о технике и стилистике декора, чем о собственно стиле. «Наплыв» мебели в «стиле жакоб» пришелся как раз на рубеж 18-19 вв., а в следующие десятилетия периодически повторялся. Возможно, именно поэтому сложилось мнение, что подобные изделия производили чуть ли не исключительно российские мастера. И это отразилось на втором наименовании течения: «русский жакоб».


Гамбс 18.jpg


Гамбс 19.jpg


Детское бюро. Работа Г. Гамбса, конец 18 в. Дерево, стекло, латунь, кожа. Технологии: фанеровка, эгломизе, лакировка.


   В России мебелью в «стиле жакоб» изначально стали называть корпусные изделия прямолинейных форм из красного дерева с украшениями из латунных/медных тяг и вставок, которые подчеркивали строгие абрисы. Лаконичная, но нарядная, недорогая и эффектная отделка предсказуемо стала популярной. Впоследствии это решение распространилось и на мебель для сидения — диваны, кресла, стулья.


Гамбс 20.jpg


Стул-кресло работы Г.Гамбса, выполненное в технике «жакоб». Он напоминает изделия английского мастера Джорджа Хеппльуайта — «короля стульев», работавшего в стиле классицизм.


   Эксперты объясняют широкое распространение отделки латунью в том числе и влиянием мебели французского производства. Именно в этой стране еще во второй половине 1760-х гг. появились первые образцы, которые так или иначе соответствуют представлению о «стиле жакоб». Но не в мастерской Жакоба, а у Пьера Гарнье. Это одно из его бюро с цилиндрической крышкой, щедро декорированное узкими полосками, балюстрадой по краю столешницы, вкладками в канелюры опор и розетками в сочленениях конструкции. Понятно, что в те времена мода по миру распространялась «несколько медленнее», чем сейчас. Тем не менее, техника «жакоб» прижилась и в Англии, и в Нидерландах, и в Германии. Использовал в своих работах ее и Рёген. А Гамбс, как мы согласились, многое заимствовал у своего учителя.


Гамбс 21.jpg


Бюро. Гамбс, ок 1800 г. красное дерево, латунь, бронза. Техники: фанеровка, золочение.


   Например, бюро с фото сверху относят к классицизму. Но мы явно видим и «жакоб». Потому что эту технику можно применить к оформлению мебели, выполненной почти в любом стилевом направлении, если ее конфигурация (прямолинейность) позволяет это сделать: классицизм, ампир, модерн и пр


Гамбс 22.jpg


Гамбс 23.jpg


Бюро. Г. Гамбс, конец 18 в. Древесина хвойной породы, красное дерево, латунь, кожа. Технологии: столярные работы, фанеровка, оклейка. 


   Иногда даже знатоки путают «стиль жакоб» и классицизм. Но классицизм — это архитектура (колонны, портики, надстройки, храмы, медальоны, литье и пр.). «Жакоб» — это тоже строгие формы, но без такой явной отсылки к архитектуре. А декор, по большей части, представлен тонкими штампованными латунными тягами, ромбами и другими геометрическими фигурами. Опоры мебели зачастую имеют канелюры и тоже декорированы латунью. И все же бюро с фото сверху описывают как «жакоб», а предыдущее — как классицизм. Хотя принципиально они друг от друга не отличаются (разве что в нижнем ножек больше).


Гамбс 24.jpg


Консоль в стиле классицизма. Г. Гамбс, 1809 г. Красное дерево, мрамор, камень, золоченая бронза, камень. Техники: фанеровка, литье, золочение, резьба.


   При этом стили мирно сосуществовали друг с другом. Вверху мы видим консоль во все том же «рёгеновском» стиле, но этот предмет изготовлен в самом конце первого десятилетия 19 в.

   Далее вы видите отличный пример такого сосуществования. Это — так называемое «вольтеровское кресло» или «кресло с ушами». Впервые подобная конструкция появилась в Англии 17-го века. И надо сказать, что сам «принцип» конструкции этих wing chair или wing-back chair (не путать с Porter’s Chair) и сейчас остается прежним.

   Но у Гамбса мы видим не просто кресло, а настоящий шедевр. Глядя на это кресло, невольно представляешь в нем сидящего Ниро Вульфа (ему бы там точно понравилось). Подножье в кресле выдвигается, подушка сиденья раскладывается, превращаясь в матрас, спинка откидывается. Таким образом из офисного кресла изделие превращается во вполне удобное место для лежания.

гамбс 38.jpg


«Вольтеровское кресло». Мастерская Г. Гамбса, 1800-е гг. Древесина хвойной породы (основа), красное дерево (массив и шпон фанеровка), латунь, холст, кожа. Техники: фанеровка, литье, штамповка, обтяжка.


Гамбсова мебель в стиле ампир

   Как мы сказали ранее, Гамбс скрупулезно следил за модными изменениями в мебельной индустрии Европы. Кроме того, он тесно сотрудничал с популярными для той эпохи архитекторами, в том числе с Воронихиным, Росси, Руском, Бренном… Тот же Росси в 1803-1805 гг. обучался у Перьсе и Фонтена — вдохновителей французского ампира. Напомним, это искусственное стилевое направление тоже относится к классицизму, т.н. «высокий классицизм».

   Неудивительно, что с проникновением в Россию имперского стиля, в «коллекции Гамбса» появились соответствующие решения.


Гамбс 25.jpg


Консоль. Мастерская Г. Гамбса, 1800-е гг. Черное дерево, бронза, бадахшанский лазурит, стекло, зеркало. Технологии: фанеровка, литье, золочение, акварель.


   Это бюро словно отсылает нас к работам Жакоба-Демальтера и других французских мастеров того времени. Здесь мы видим типичные элементы, плавно перешедшие в имперский стиль из более ранних: карнизы, гермы, пальметы, сюжетная орнаменталистика, зеркало между опорами. Но вместо наполеоновских, в оформлении этой консоли используются российские двуглавые орлы, а вместо плакетки — акварель. Но прямое заимствование из образцов мебели французского ампира неоспоримо.

   К этому же стилю, как правило, относят и напольное зеркало-псише (фото ниже). Считается, что до появления «в ассортименте» Гамбса такие зеркала в России не были известны. А этот огромный (высотой 257 см) экземпляр был произведен для Великого князя, будущего императора Николая I. Позднее напольные зеркала-псише трансформировались в привычные простую конструкцию — зеркало в простой раме свободно крепилось к боковым стойкам.

   Для изготовления этого предмета было использовано красное дерево (фанеровка) и металл. На принадлежность зеркала к имперскому стилю намекают строгая геометрия, простота, навершия колонн в виде лир. Конечно, навершие самой рамы не типично для «чистого» имперского стиля. Но ведь зеркало появилось в России, и, по всей видимости, после «официальной кончины французского ампира». Изделие датируется 1820-ми годами.


Гамбс 26.jpg


Напольное зеркало, изготовленное для Николая I


Гамбс 27.jpg


Фрагмент «Зала Гамбса» в Эрмитаже.


Гамбс 28.jpg


Гарнитур с диваном и креслами-корытцами из зала Гамбса. Фанеровка красным деревом, резьба.


   На этих фрагментах мы видим кресло-корытце, в которое «превратилось» эталонное французское кресло-гондола — один из символов имперского стиля. Как отмечают эксперты, в отличие от прямых заимствований и изготовления мебели по образцам, в случае с креслами-корытцами этого типа имело место переосмысление и «подгонка» под собственное понимание. Отечественные мастера взяли прототип из Франции, а не напрямую из античной культуры. Но в итоге русское кресло-корытце получилось ближе именно к античным образцам, а точнее к прообразу, типичному для древнеримской мебели — креслу-солиуму.

   Впрочем, от французов переняли локотники в форме лебедей. Хотя, честно говоря, в креслах с этого фото птицы больше напоминают журавлей-красавок (острый клюв, хохолок). И здесь видно то, о чем мы говорили ранее: вместо бронзового литья применяется деревянная скульптурная резьба.


Гамбс 29.jpg


Кресло. Мастерская Г. Гамбса, начало 19 в. Хвойная древесина (основа), красное дерево, береза, кожа, лак. 

Техники: столярная работа, резьба, фанеровка, обивка.


   С 1812 по 1815 г. мастерская фактически не работала — В период 1815-1817 гг., в соответствии с коммерческим предложением J 1795 г., выполняла реставрацию мебели в Зимнем дворце. А в 1820-х Гамбс обновлял мебель в Большом дворце Царского села. Пара примеров его работ для этого дворца — на фото ниже.


Гамбс 30.jpg


Кресло. Г. Гамбс, 1820-е гг. Береза, ткань. Техники: резьба, фанеровка.


Гамбс 31.jpg


Шифоньер. Г. Гамбс, конец 1820-х. Сосна (основа), волнистая береза, орех. Техники: резьба, фанеровка.


Готика в работах Генриха Гамбса

   В 1286-1829 гг. Мастерские Гамбса получили заказ на изготовление мебели в готическом стиле для Коттеджа в Петергофе по проекту Менеласа. Впрочем, эту стилистику опробовал и Монферан.


Гамбс 32.jpg


Гамбс 33.jpg


Кресло в готическом стиле. Мастерская Гамбса, 1820-е гг. Дерево хвойной породы (основа), орех, береза, лак, кожа, бархат; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, окраска, золочение, полировка, тиснение, обивка


Гамбс 34.jpg


Кресло с элементами готического стиля. Мастерская Генриха Гамбса, 1820–1831 гг. Хвойная древесина (основа), красное дерево (шпон, массив), береза, шелк. Техники: фанеровка, резьба, обивка.


   В этом кресле передние опоры выполнены в форме кольчатого веретена. Освоив прием, Генрих Гамбс часто использовал его в своих изделиях. Так, на фото ниже вы видите кресло и стул в готическом стиле работы Гамбса, в котором кольчатое веретено применено для изготовления не опор, а проножек.


Гамбс 35.jpg


Мебель Гамбса в «неоготическом стиле» демонстрировали на Первой мануфактурной выставке в 1828 г. И она, как пишут, вызвала восторг у посетителей.


   Еще один интересный факт деятельности Гамбса в этот период. В 1826 г. мастер изготовил для Петропавловской крепости большой комплект мебели. Денег он не взял, попросив принять столы, диваны и кресла «в знак глубочайшего благоговения к памяти покойного».

   Постепенно Генрих Гамбс отошел от дел, фактически передав их своим сыновьям. Хотя документация по-прежнему оформлялась на фирменных бланках, уже к концу 1820-х бумаги подписывал Пётр. В 1831 г., заразившись по всей видимости холерой, Генрих Гамбс умер.

   Закончить повествование мы хотим фотографией еще одного изделия.


Гамбс 36.jpg


Бюро. Мастерская Г. Гамбса, не позднее 1831 г.  Древесина  хвойной породы (основа), орех (массив и шпон), береза (массив), латунь, левкас, стекло, фарфор, кожа. Техники: фанеровка, резьба, тиснение. Фарфоровые табакерки фабрики Иоганна Штобвассера (Германия).

 

   Замечательно это бюро не только превосходной гамбсовской работой, но и наличием его клейма, фото которого мы поместили в самом начале публикации. Многие работы Гамбса еще «неизвестны», поскольку его популярность привела к появлению массы подражателей. И именно клеймо в данном случае позволило точно соотнести изделие с мастером и приблизительным временем создания бюро.

 

   После смерти Г. Гамбса мастерская перешла к его детям. Клеймо отца они использовать не имели права. Но у них было свое.


Гамбс 37.jpg


Клеймо мастерской братьев Гамбс. Не ранее 1831 г. «Gambs Ebeniste- Mecanicien de la Coura St. – Petersburg».


   Что же касается стульев из известного произведения, в экранизации романа действительно можно увидеть изделия, аналогичные тем, что изготовлялись в мастерской Гамбсов. Но уже ближе к концу существования самой мастерской, т.е. через два-три десятка лет после смерти Генриха Даниэля Гамбса, придворного механика.


Назад к списку

 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений