|

Буфет: от средневековья до наших дней

Буфет в интерьере: от Средневековья до наших дней 


Любой вид мебели имеет свою историю, свой путь развития. Практически всегда начинается с чего-то довольно примитивного, проходит через определенные стадии доработок, усовершенствования. В итоге мы видим мебель, принявшую привычные для нас формы.

Точно такой путь мы наблюдаем и у обычного, казалось бы, буфета. Оказывается, он прошел долгий и довольно интересный путь. Каждая эпоха добавляла к нему свои уникальные черты.

Давайте сегодня познакомимся с этим интересным видом мебели, присутствующим в каждом доме, квартире. Узнаем, что он собой представляет, какой путь развития пришлось ему преодолеть.

Здравствуйте, господин Буфет!

Откуда появилось такое название у одного из разновидностей шкафа? К нам (да и не только) оно пришло от французов, слово «buffet» - короткий. Но есть еще одна версия – французы позаимствовали термин «bufetum» из латыни – щегольский, роскошный стол.

В любой европейской стране с давних времен существовало негласное правило – столовая должна быть обставлено по возможности богато. В России также придерживались этого правила. Ведь званые обеды проводились именно в этом помещении, хозяева должны были продемонстрировать гостям степень своего благосостояния. В столовой все оформлялось с максимально роскошным шиком начиная с посуды и кончая предметами мебели – столом, стульями и, конечно, буфетом.


столовая.jpg


Назначение буфета

С момента своего рождения кухонный буфет предназначался для раздельного хранения в нем питейных, кондитерских припасов, закусок. В дальнейшем стали появляться отдельные ящички, полочки для размещения предметов, необходимых для сервировки стола – столовые приборы, посуда, столовое белье.

При этом сама конструкция буфета позволяет, не отходя от него, производить некоторые действия с хранящимися припасами. В частности, откупоривать бутылки, разливать напитки по фужерам, стаканам, раскладывать сладости в вазы, готовить чай, кофе…

Для выполнения всех этих действий буфет должен иметь т. н. сервировочный стол – рабочую плоскость, удобную для работы стоя.

Зоны буфета

В процессе развития буфет прошел множество стадий, кардинально изменяющих его конструкцию. Стили оформления влияли чисто на внешний вид, а вот гастрономические наклонности владельца меняли назначение различных рабочих зон. Многое зависело от принадлежности к определенному кругу – аристократический, крестьянский, молодежный и т. д. Но в итоге была выработана самая оптимальная конструкция, сохраняемая и по нынешний день.

Зона напольная (подстолье)

Располагается непосредственно под сервировочным столом или выдвижными ящиками. Основное предназначение – хранение крупных предметов сервировки стола (обеденного, чайного, кофейного). Также внутри этой зоны часто располагают неиспользованные продукты в плотно закупоренной таре.

В выдвижных ящиках размещают сервировочные приборы, столовое белье. Подстолье обычно закрывается непрозрачными дверками (распашными или раздвижными).

Зона хранения над сервировочным столом (надстолье)

Эта емкость, разделенная на отдельные части перегородками, полками, предназначается для хранения в ней негабаритных столовых предметов – чайных сервизов, тарелок. Как правило, это самая красивая посуда. Часто здесь же располагаются неоткрытые бутылки с винами.

Поскольку богато оформленную посуду демонстрируют гостям, очень часто дверки надстолья выполняются прозрачными или вовсе отсутствуют.

Надстолье должно располагаться на высоте, позволяющей с удобством доставать и размещать посуду в нем. Но есть и ограничение – расстояние от столешницы до нижнего края надстолья не может быть менее 400 мм. Иначе работать на сервировочном столе будет невозможно.

Боковые зоны сервировочного стола (пристолье правое, левое)

Данные зоны имеют более свободное назначение. В них могут храниться уже разложенные по вазам конфеты, сахар в сахарнице, различные разносолы, напитки. Оба пристолья обязательно имеют ограждения, они могут выполняться прозрачными и непрозрачными, распашными, раздвижными.

Пристолье не является обязательной зоной буфета, при его отсутствии надстолье удерживается над сервировочным столом спереди двумя красиво оформленными стойками. Заднюю часть поддерживает глухая фальшпанель. Есть и другие способы поддержки надстолья, например, П-образная фальшпанель или менее глубокое дополнительное надстолье.

Долгий путь от ларя на ножках до престижного буфета

Никто точно не сможет сказать, когда появился на свет первый предшественник современного буфета. Но благодаря археологам, историкам известно, что как отдельный предмет мебели он стал упоминаться в западноевропейских рукописях XII-XIII веков в период готики.

Готика

Шкаф на шипах – первое название прародителя буфета, он появился во Фландрии (современные Бельгия и Нидерланды). Первый вопрос – при чем шипы, для защиты? Нет, тогда так назывались тонкие длинные ножки, на которые устанавливался неширокий ларь. Чем-то конструкция напоминала креденцию, но имела следующие отличия. Снизу ножки соединялись дощатым щитом, который одновременно с усилением конструкции служил и своеобразной полкой, на ней размещали часто используемую посуду. Доступ внутрь, в отличие от ларя, осуществлялся через две лицевые дверки (одна использовалась гораздо реже). Конечно, сервировочным столом назвать это можно с большим натягом, но налицо совмещение двух функций у одной конструкции – внутренний объем для хранения посуды и своеобразный стол-полка.

В те времена подобные буфеты использовали также в качестве жертвенников.

дрессуар.png


Большое влияние на развитие буфета в нужном направлении сыграла креденция – ее главное предназначение состояло в хранении посуды, напитков. В дальнейшем движение продолжалось без отклонений от выбранного пути и буфет стал обретать более привычные формы.

После шкафа на шипах в готической Европе появился буфет более сложной конструкции. По внешнему виду он представлял собой ступенчатый набор полок разной ширины, установленные друг на друга по убыванию. Все это крепилось к резным ножкам с нижней широкой полкой и заканчивалось выступающим навесом. К нему крепилось полотно, закрывающее полки от пыли, мух и любопытных взоров.

готика.png


Обе эти конструкции получили широкое распространение по всей Европе того времени. В различных странах вносили небольшие изменения, доработки, но основной вид и назначение оставались прежними.

Во Франции подобная конструкция носила название дрессуар. Владение этим типом мебели регламентировал королевский указ – дрессуар с двумя полками полагался барону, с тремя – графу, с четырьмя – герцогу.

Возрождение

В эпоху возрождения (XV-XVI века) наступил новый этап становления буфета. В те времена стала насущной проблема объединения стола со шкафом. Изготавливали шкафы обычной закрытой конструкции, имеющие откидной стол, шкафы-секретеры для письма стоя.

Благоприятно сказалось стремление придавать шкафам форму архитектурного строения – их изготавливали двухярусными, верхний ярус был намного меньше. Вся конструкция стала украшаться богатой резьбой.


возрождение италия мрамор 3 см орех мозаика.jpg


Барокко

Эта эпоха наложила свой отпечаток на внешний вид буфета. Этот стиль, зародившийся в Италии (XVI-XVII века), подразумевал весьма богатое оформление любого изделия («barocco»– причудливый, склонный к излишеству). Следуя этому направлению, мебельщики начали изготавливать буфеты, нередко перенасыщенные украшениями.


барокко.jpg


Но после кратковременного подъема буфету пришлось пережить одну из самых неприятных страниц своей истории – им практически перестали пользоваться. Богатые, зажиточные семьи прекратили устраивать званые обеды в столовых, где хранилась на виду красивая посуда, продукты. Все необходимое для сервировки стола слуги приносили из отдельных хозяйственных комнат. Да и тенденция демонстрировать дорогую посуду, как признак своего богатства, отошла на задний план. Таким образом, необходимость в дорогом буфете отпала. Стали изготавливать более скромные варианты для небогатых семей.

Золотой век

Для возрождения буфета должны были сложиться определенные обстоятельства – необходимо появление жилья со столовыми, выполняющими и представительскую функцию. Буфет ждал появления небольшого жилья, нечто среднее между огромным аристократическим и крохотным бюргерским. Но владельцы должны быть людьми состоятельными, способными и желающими приобрести дорогую мебель.

Такие условия сложились в XIX веке в Европе (в том числе и России), когда значительно обеднели представители родовитого дворянства и разбогатели купцы и заводчики. Для буфета наступила золотая эпоха – он стал востребован во всех семьях этих классов.

До нашего времени дошло немало образцов мебели того времени, в том числе и буфетов. Их изготавливали с присущей той эпохе помпезностью в различных стилях – неоготика, неоренессанс, необарокко, неоклассицизм. Знаменитые мастера (Генрих Гамбс, Уильям Берджес и другие) выполняли под заказ дорогостоящие буфеты из ценных пород древесины, покрывали богатой резьбой, на дверках присутствовали высокие горельефные композиции. Сервировочные столы нередко покрывали инкрустацией или изготавливали из мрамора.


готический стиль.jpg


неоренессанс.jpg


неоклассика.jpg


Также не забывалась и менее обеспеченная часть общества. Для них выпускались буфеты фабричным способом. Не настолько богато оформленные, они все же были украшены различными архитектурными элементами – пилястрами, колоннами, карнизами, фронтонами.

XX век

В XX веке буфет долгое время не изготавливался на уровне единичного произведения – его выпускали как массовый ширпотреб. Художественной ценности такие экземпляры не представляли. К тому же крохотные кухни, появившиеся в середине века, не позволяли разместить солидную мебель на нескольких квадратных метрах. На смену буфету пришел сервант – небольшой шкаф с дверками. Сервировочный стол был не нужен – на кухне от серванта до обеденного стола расстояние небольшое.


сервант2.jpg


Как буфету живется сегодня

Вопрос развития буфета по всей Европе (в том числе и России) не был закрыт окончательно. Несмотря на всемирные кризисы и сложные времена архитекторы стали постепенно возвращаться к проектам с просторными столовыми, частные застройки отошли от минимализма. Соответственно, скромный сервант перестал удовлетворять общество. Какие же тенденции преобладают сегодня?

Дизайнеры стилизуют свои произведения под определенную форму оформления, проверенную временем. Сегодня можно встретить столовые, выполненные в таких стилях, как прованс, барокко, готика и другие. Буфеты идеально вписываются в них, являются частью единого целого.


кухня сегодня.jpg


Есть, конечно, и определенные усовершенствования в конструкции – сервировочный стол теперь выполняется объединенным с мойкой и плитой. Получается высокотехнологичная удобная конструкция.

Сегодня самыми перспективными направлениями развития буфета являются следующие виды:

·         для традиционной столовой;


столовая1.jpg


·         объединенный вариант для гостиной и столовой, является их разделителем с доступом с обеих сторон;


совмещенный.jpg


·         для кухонного помещения, используемого в качестве столовой;


кухня с буфетом.jpg


Заключение

За многие века своего развития буфету пришлось пройти сложный путь становления – от простого ларя до сложнейшей конструкции с украшениями ручной работы. Были падения, но последующие взлеты с лихвой компенсировали понесенные потери.

Сегодня буфет снова начинает прочно вписываться в обстановку нынешнего жилья. Как и любая мебель, на него накладываются определенные черты современности. В его конструкцию органично вписывают мойки, плиты, вытяжки, что невозможно было представить на любой стадии его становления. Но ценные породы древесины, ручная работа остаются на первом месте при выборе буфета для своей столовой. Именно это придает дому живой, домашний стиль.

Назад к списку

 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений